Родительское собрание в форме круглого стола "Развитие речи.Домашняя игротека"

Родительское собрание в форме круглого стола "Развитие речи.Домашняя игротека"

Цель:

Повышение уровня компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

Повысить образовательный уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей,  установить контакт с членами семьи, согласовать воспитательное и развивающее взаимодействие на ребенка; обогатить методическую копилку для родителей «Домашняя игротека»

Предварительная работа: анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка» (приложение 1)

Ход мероприятия:

- Добрый день, уважаемые родители! Я рада  встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Ваши дети – очаровательные искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем  не остается времени на свое чадо. И все же я уверена, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить об  играх по развитию речи, в которые мы играем в детском саду и посоветовать вам игры для дома.

- А проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме круглого стола. А для начала немного о теории.

Речь – форма общения. В дошкольном возрасте речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

Основные задачи речевого развития детей:

- овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

- развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

- Формирование звуковой культуры речи.

- Обогащение словарного запаса.

- Формирование грамматического строя речи.

- Обучение рассказыванию, связной речи.

- Развитие выразительности речи.

- Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности. 

Создание  проблемной ситуации.

- Сегодня предлагаю вам познакомиться с содержанием и приемами, способствующими  развитию речи детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями на примере непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «К нам пришла весна».

- Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем.

- Как вы думаете, чтение художественной литературы способствует развитию речи? А вы читаете детям?

(Просмотр эпизода НОД: чтение заклички солнцу)

- Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей. 

- Я предлагаю вам сыграть.

Игра «Эпитеты» с мячом

- лес (волшебный, заколдованный, дремучий, шумный, добрый),

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.),

- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный, бисерный и т. д.),

- луна (яркая, растущая, холодная, полная, далекая и т.д.)

(Просмотр эпизода НОД: игры «Солнышко весной» и «Сравни и назови»).

- Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

- Предлагаю сыграть с нашими звуковыми кубиками.

Игра «Назови звук»

(Просмотр эпизода НОД: игры «Продолжи звук»)

- В данном возрасте большое внимание уделяется развитию фонематического слуха. Предлагаю желающим выполнить задание в рабочих тетрадях.

(Просмотр эпизода НОД: игры «Кто где живет?»)

- Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

- Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Игра «Чистоговорки » с выполнением движений.

Ла-ла– ла к нам весна пришла.

Ло-ло-ло в лесу тепло.

Пель-пель-пель– капает капель.

Ля-ля-ля расцветай, земля!

Ледь-ледь-ледь просыпайся, медведь!

(Хлопают в ладоши.)

(Сжимают и разжимают пальцы.)

(Ударяют указат.пальцем по ладони.)

(Делают “фонарики”.)

(Топают ногами.)

- И, конечно, важным направлением является развитие связной речи.

(Просмотр эпизода НОД: Игра «Составь рассказ по опорным картинкам»)

- При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Подведение итогов собрания.

- Хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (бросаю мяч родителям и задаю вопросы).

Обратная связь:

- Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?

- Чем полезна именно для Вас данная встреча?

- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

- Чему могут  научить ребёнка  дидактические игры по развитию речи?

- Предлагаю вам папку-передвижку «Домашняя игротека» – познакомиться  с разновидностями игр для обогащения словаря, развитию звуковой культуры речи и мелкой моторики в домашних условиях.

Приложение 1

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»

  1. Фамилия, имя ребенка_______________________________________
  2. Дата рождения______________________________________________
  3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) _______________________________________
  4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________________________________________
  5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ___________________________________________________
  6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.)
  7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет)
  8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.)
  9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________________________________
  10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?____________________
  11. Присутствуете ли на дет. праздниках?_________________________
  12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?________________________________________________